cr2

Categories:

Горельефы с уничтоженного Храма Христа Спасителя поразили меня до глубины души

Увидеть исчезнувшую в 20 веке Москве реально.

Тот, исторический Храм Христа Спасителя, в 1931 году был уничтожен большевиками не полностью. От него осталось несколько горельефов, которые ныне хранятся в московском Донском монастыре.

Главное отличие исторических горельефов от тех, что являются деталями нынешнего Храма - первые выполнены из мрамора, а современные из бронзы. Почему так произошло, точно не известно.

Кто-то говорит что автор современных горельефов ХХС, Зураб Церетели, каким-то образом сумел уговорить тогдашнее начальство на металлические детали, поскольку с камнем он не работает. Кто-то говорит, что мрамор - материал не долговечный и бронза надёжнее. Точного ответа, по крайней мере у меня, нет.

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва

Ясно и точно другое - те, исторические, горельефы пропустить и не увидеть никак нельзя. Не только паломникам, но и тем, кто интересуется архитектурой, культурой и прошлым Москвы. 

Почему? Давайте разбираться.


Горельефы с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельефы с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва

Горельефы вмонтированы в самую дальнюю от входа в монастырь стену обители. Поэтому до них доходят не все. Те же, кто доходят, порой не могут скрыть своего восторга.

Своей нынешней "пропиской" детали уничтоженного Храма обязаны тем, что в советское время в Донском монастыре размещался архитектурный музей. Крупицы того, что чудом не было взорвано или разрушено, части той, старой Москвы, свозились сюда.

Рассказывают, что горельефы спас архитектор Алексей Щусев. Ему, благодаря авторитету и популярности в советское время (всё же автор проекта Мавзолея Ленина), позволялись некоторые "вольности".

А мы вернёмся к самим горельефам. Это "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар. 1380 год".

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва

Сохранившиеся горельефы выполнены или на библейские темы, или по мотивам российской истории.

Я не знаю, какими судьбами сохранились именно те сюжеты, что мы можем видеть в Донском монастыре, но мне кажется, что покуситься на Дмитрия Донского и Сергия Радонежского не смогли даже в 1931 году при разрушении ХХС.

Хожу вдоль горельефа и не могу нарадоваться! Как смог скульптор Логановский в середине 19 века создать своих героев такими реалистичными, живыми, яркими и детальными?

Посмотрите на склонённого Дмитрия Донского, его свиту и благословляющегося Сергия Радонежского! 

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва

Рядом с горельефами висят поясняющие таблички.

Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва

А это Мариам - библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами.

Такое ощущение, что Логановский даже не то, что создавал свои произведения с натуры, а был лично и очень хорошо знаком с каждым, кого отразил в мраморе.

Просто задержите взгляд на лицах героев горельефов. Кажется, что смотришь на реального человека, правда?

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва

Ещё мгновение и другая библейская героиня - Девора - оживёт!

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва

"Встреча Давида, победившего Голиафа".

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва

У каждого героя видны даже его эмоции, мастерски переданы выражения лиц, отлично чувствуется и угадывается характер того или иного персонажа.

Работы можно рассматривать часами!

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва

Слева - "Воин Георгий", работа скульптора Рамазанова. Вот-вот и почувствуешь, как переливаются складки его одежды. А вблизи-то вообще настоящий человек! Не перестаю восхищаться автором и преклоняться перед его талантом.

Справа - горельеф на тему встречи Авраама с пленёнными им царями Мельхиседеком (скульптор Логановский).

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва

"Встреча Авраама" поближе.

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва

Ювелирно, тонко, чудесно!

Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Табличка перед горельефом с уничтоженного Храма Христа Спасителя. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва
Горельеф с уничтоженного Храма Христа Спасителя, детали. Донской монастырь, Москва

Лично мне кажется, что нынешние бронзовые горельефы на восстановленном Храме Христа Спасителя не дотягивают до вот этих, выполненных в середине 19 века.

По крайней мере, у меня не возникло при виде работ Церетели никакого трепета, никаких чувств и эмоций. Чего не скажешь про вот эти творения. Может всё дело в том, что бронзовые современные работы расположены на высоте, а эти можно рассмотреть очень близко. А может, - в чём-то ещё, более глубоком. Не знаю, точно для себя не решил.

И как же отрадно, что кровавые события 20 века не смогли полностью стереть с лица земли ту, дореволюционную патриархальную, Москву - город, который почти полностью у нас отняли в прошлом веке для строительства "светлого будущего". Пусть частично, пусть это лишь мелкие детали и обломки того города, но мы можем его увидеть и почувствовать.
Советую всем, кто хочет прикоснуться к старой Москве, посетить Донской монастырь и побывать у горельефов. Эмоции, множество мыслей и яркие впечатления гарантированы!


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →