Горельефы с уничтоженного Храма Христа Спасителя поразили меня до глубины души
Увидеть исчезнувшую в 20 веке Москве реально.
Тот, исторический Храм Христа Спасителя, в 1931 году был уничтожен большевиками не полностью. От него осталось несколько горельефов, которые ныне хранятся в московском Донском монастыре.
Главное отличие исторических горельефов от тех, что являются деталями нынешнего Храма - первые выполнены из мрамора, а современные из бронзы. Почему так произошло, точно не известно.
Кто-то говорит что автор современных горельефов ХХС, Зураб Церетели, каким-то образом сумел уговорить тогдашнее начальство на металлические детали, поскольку с камнем он не работает. Кто-то говорит, что мрамор - материал не долговечный и бронза надёжнее. Точного ответа, по крайней мере у меня, нет.
Ясно и точно другое - те, исторические, горельефы пропустить и не увидеть никак нельзя. Не только паломникам, но и тем, кто интересуется архитектурой, культурой и прошлым Москвы.
Почему? Давайте разбираться.
Горельефы вмонтированы в самую дальнюю от входа в монастырь стену обители. Поэтому до них доходят не все. Те же, кто доходят, порой не могут скрыть своего восторга.
Своей нынешней "пропиской" детали уничтоженного Храма обязаны тем, что в советское время в Донском монастыре размещался архитектурный музей. Крупицы того, что чудом не было взорвано или разрушено, части той, старой Москвы, свозились сюда.
Рассказывают, что горельефы спас архитектор Алексей Щусев. Ему, благодаря авторитету и популярности в советское время (всё же автор проекта Мавзолея Ленина), позволялись некоторые "вольности".
А мы вернёмся к самим горельефам. Это "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар. 1380 год".
Сохранившиеся горельефы выполнены или на библейские темы, или по мотивам российской истории.
Я не знаю, какими судьбами сохранились именно те сюжеты, что мы можем видеть в Донском монастыре, но мне кажется, что покуситься на Дмитрия Донского и Сергия Радонежского не смогли даже в 1931 году при разрушении ХХС.
Хожу вдоль горельефа и не могу нарадоваться! Как смог скульптор Логановский в середине 19 века создать своих героев такими реалистичными, живыми, яркими и детальными?
Посмотрите на склонённого Дмитрия Донского, его свиту и благословляющегося Сергия Радонежского!
Рядом с горельефами висят поясняющие таблички.
А это Мариам - библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами.
Такое ощущение, что Логановский даже не то, что создавал свои произведения с натуры, а был лично и очень хорошо знаком с каждым, кого отразил в мраморе.
Просто задержите взгляд на лицах героев горельефов. Кажется, что смотришь на реального человека, правда?
Ещё мгновение и другая библейская героиня - Девора - оживёт!
"Встреча Давида, победившего Голиафа".
У каждого героя видны даже его эмоции, мастерски переданы выражения лиц, отлично чувствуется и угадывается характер того или иного персонажа.
Работы можно рассматривать часами!
Слева - "Воин Георгий", работа скульптора Рамазанова. Вот-вот и почувствуешь, как переливаются складки его одежды. А вблизи-то вообще настоящий человек! Не перестаю восхищаться автором и преклоняться перед его талантом.
Справа - горельеф на тему встречи Авраама с пленёнными им царями Мельхиседеком (скульптор Логановский).
"Встреча Авраама" поближе.
Ювелирно, тонко, чудесно!
Лично мне кажется, что нынешние бронзовые горельефы на восстановленном Храме Христа Спасителя не дотягивают до вот этих, выполненных в середине 19 века.
По крайней мере, у меня не возникло при виде работ Церетели никакого трепета, никаких чувств и эмоций. Чего не скажешь про вот эти творения. Может всё дело в том, что бронзовые современные работы расположены на высоте, а эти можно рассмотреть очень близко. А может, - в чём-то ещё, более глубоком. Не знаю, точно для себя не решил.
И как же отрадно, что кровавые события 20 века не смогли полностью стереть с лица земли ту, дореволюционную патриархальную, Москву - город, который почти полностью у нас отняли в прошлом веке для строительства "светлого будущего". Пусть частично, пусть это лишь мелкие детали и обломки того города, но мы можем его увидеть и почувствовать.
Советую всем, кто хочет прикоснуться к старой Москве, посетить Донской монастырь и побывать у горельефов. Эмоции, множество мыслей и яркие впечатления гарантированы!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →