Новозаветная Троица и ангелы под ногами святых
Вчера, когда я написал про неканоническую фреску из заброшенного храма в Ярославской области, многим стало интересно, как она выглядела до разрухи. Мне удалось найти то изображение.
Вообще, вопреки запрету изображать Бота-Отца в облике человека при патриархе Никоне, подобных изображений множество и встречаются они, как оказалось, часто.
Видимо, своя, «народная» и «более понятная для восприятия простому люду» традиция восторжествовала над официальными идеями. Оно и понятно — когда простой люд видит седого старца на небе, Бога представить легче, чем вникать, ещё и порой не обладая грамотой, в догматы. Так что постановление Никона популярности не нашло и не укоренилось в иконописи.
Так вот, изображений много, вариации чуть-чуть разнятся. В нашем случае было вот такое:

Напомню, сейчас всё выглядит так:

И, что ещё выяснил, - нога на ангеле — случай не единственный. Видимо, так изображали Божью опору и поддержку. Однако я могу ошибаться. Посмотрим несколько таких икон под катом.
1. Господь Саваоф. Один из вариантов того, что означает это имя — «Господь воинств Ангельских». Тогда всё становится немного понятнее)

2. Ещё один вариант Новозаветной Троицы.
В Новозаветной Троице присутствуют Бог-Отец, Бог-Сын Христос и святой Дух, часто в виде голубя.
Бог-Отец изображён в виде седовласого старца, Сын восседает на троне по правую руку от Него, и святой Дух-голубь над троном

3. Иногда в Новозаветной Троице вместе с основными персонажами фигурируют и другие святые. Здесь, например, видим Николая Чудотворца. Ну, а ангелы под ногами, всё равно остаются

Кстати, а чем отличается Новозаветная Троица от Ветхозаветной? Всё просто.
Ветхозаветная Троица изображается в виде трёх ангелов. Традиция следует от библейского сюжета видения их Аврааму. Они символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица. Классический и самый известный пример — Троица Андрея Рублёва.
UPD:
Вот, что прислал мне yarowind по поводу поставленных ног на херувимов. За что ему большое спасибо!
Антропоморфный образ - "седяй на херувимех" - в народном изложении
- Подчеркивает божественную сущность Христа
- то, что ангелы служат и подчиняются Ему
- Так Он же Сидящий на херувимах.
- Его носят Силы Небесные.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →