Categories:

Архангельская область. Музей "Малые Корелы"

«Малые Корелы» (именно через «о», на Севере традиционно все окали и окают. Даже местные племена назывались «корелы», в Северодвинске был Николо-Корельский монастырь, под Питером крепость «Корела» и тп. Название «КАрелия» — в целом-то влияние московского, центрального акающего говора) — визитка Архангельска. Многие туристы не пропускают этого музея деревянного зодчества, многие маршруты его включают. Тем более, что расположен он совсем недалеко от города. 

Не исключением стали и мы. Полдня наша группа, разделившись, бродила от одного шедевра северной архитектуры и древности до другого. А ещё нам очень повезло. На календаре было 2 сентября, первый учебный день из-за того, что 1-е пришлось на воскресенье. Народу поэтому почти никого. К тому же и мы решили бродить не компанией, а полностью разделиться и погрузиться в музей. В итоге: огромнейшая площадь с экспонатами и ты почти один. Изредка попадались встречные. Супер-красота!

Давайте погуляем по музею, я поделюсь впечатлениями. Скажу сразу — названия сёл, откуда привезли ту или иную часовню, район, откуда родом та или вон та изба, волость-родину этой или той мельницы я не запоминал и пропускал почти намеренно. Кому это интересно — в сети миллион схем музея, всё подписано. Я же считаю, что привезённые со своих родных мест объекты в целом-то потеряли «старую прописку» и для них важна теперь «новая семья», музей: новая жизнь на новом месте в качестве частички общей мозаики экспонатов. А вот впечатления, мысли и заметки — это интересно, ими и поделюсь.


1. Большая часть «Малых Корел» — это избы со всех уголков Архангельской губернии

2. Бродишь среди них и ещё раз поражаешься, с каким вкусом ещё лет 150 назад народ, угнетаемый в общем-то кучей стихий и начальников, климатом и дикими животными, различными налогами и бедностью, короче — живший далеко не сладко и в далеко не злачном месте так яростно, от всей души стремился соблюсти традиции и с огромным смыслом и вкусом строить. 

Да и украсить постройку так, что потомки перевозят её в музей всем на радость. Короче, очень ответственно подходили наши прапрапра- к жилищу, да и к жизни в целом, отдавая должное деталям и не просто деталям, а сохраняя во многих сакральный смысл — тут оберег, тут солнце как символ жизни, а тут ещё какая-нибудь защита от очередного кощея, да и украшение по совместительству 

3. Вот этот дом из Мезенского сектора музея. Мезень и окрестности — самый отдалённый медвежий угол Архангельской области. Средняя годовая температура там всего 8 градусов. Снега нет от силы — ну..несколько месяцев. Сугробов много. Отсюда — окна у дома высоко сделаны, чтобы не завалило ваше жильё с крышей, как сейчас заваливает полностью в снегопад припаркованные машины в Якутии и на Камчатке 

4. Северный дом — не просто дом. Это мощная, суровая крепость. Защита от стужи, недружелюбного зверья из окрестных лесов и всего подобного. В морозы в дом пускали скотину, чтобы та не околела, тут же, под одной крышей, могли быть и различные сараи и склады, а то пока дойдёшь по темноте и сугробам по уши до нужного сарая во дворе, так забудешь, за чем вообще вышел 

5. Если дом — это крепость, то её нужно защищать. И не только от видимых врагов, но и не видимых, нечисти то есть всякой. Часто и коньки, и росписи на избах носили особый ритуальный характер. Не буду сейчас вдаваться в подробности, скажу в целом: суть таких рисунков часто была на привлечение добрых сил, надежду на их помощь и заступничество, а также на путаницу, обман, отпугивание нехороших персонажей.

А вы спросите, как же эстетическая составляющая в таких росписях? Были ли рисунки и украшением в том числе? Конечно были. И ими тоже были. И привлекались к их созданию лучшие таланты. Чтобы и глаз радовался, и добрые духи были довольны, и злые сущности подальше держались 

6. Раньше вообще каждый дом был намного бОльшим для человека, чем постройка с 4-мя стенами и крышей, сооружённая наспех и проданная выгоднее. Не то, что нынешние «суперэлитные жк» 

7. Смотрите, как классно смотрится улочка из травки! Нет ни единого нарушения гармонии с природой. А представьте здесь асфальт или рядом стоящую машину..Совсем уже не то! 

Нет, я не против прогресса и техники, жизнь без такого тоже не возможна. Однако, при виде подобных ракурсов в голову лезут и мысли, что описал выше. Наверное, какие-то упрятанные далеко-далеко в глубь сознания рефлексы начинают говорить и рваться в этих местах наружу 

8. Вот даже протоптанная дорожка есть — и уже не то чуточку, гармония нарушается 

9. Крест — оберег и символ солнца, источника всего живого 

10. Конёк. Тоже защита, оберег и радость для глаз, украшение 

11. Один из самых моих любимых ракурсов «Малых Корел» 

12. Амбар. Примерно 150 лет назад его построили и приспособили под хозяйственные нужды. Обратите внимание — тоже мощный, как мини-домик 

13. А эти амбары приподняты. Опять же — снегов в северных краях очень много

14. Не смог пройти мимо ряда мельниц. Родом они тоже из позапрошлого века. Вообще большинство построек музея — это 1800-е года. Какие постарше, начала 19-го века, какие уже сооружены ближе к 20-му 

15. Многие экспонаты «Малых Корел» разбирались в родных сёлах и перевозились по частям сюда. Здесь же реставрировались при необходимости и собирались вновь. По времени это в большинстве случаев 1970-е 

16. Как помним из постов о Кенозерье, мельница на Севере — это особое здание, наделённое тоже неким символизмом и не обойдённое традициями и своим укладом. Тут и живущие на мельнице и рядом с ней духи и водяные, тут и наделение мельника некоей силой (в частности приписывалось умение колдовать и общаться с нечистью), тут и условие, что мельник — лишь нанятый исполнитель, а мельница — собственность всей деревни 

17. С деревянными храмами вышло следующее. В музее их несколько и многие из них — просто ах и вау. Не зря же сюда перевезены. 

Мы же, напомню, приехали сюда уже через 2 недели путешествия по уголкам и весям области, где встретили множество похожих шедевров. Глаз сильно привык к подобному, ракурсы и виды приелись. 

А вот если вы приехали только в Архангельск или же только планируете поехать в глубь области, — то посмотреть культовое зодчество музея будет вполне не лишним. Потом сравните с другими объектами и местностями) 

18. Видел эту колокольню на различных фотках различных праздников, что проводят в музее. Гуляния, Масленица, Троица. Колокольня, кстати 19-го века, а вот её храм, что на фотке выше, аж середина 17-го века. Это церковь Вознесения из села Кушерека Онежского района 

19. Ох уж эти чешуйки, которыми выложен шатёр! Глаз не оторвать 

20. Что отметил — несмотря на музейность местности, природа здесь создаёт просто отличный общий фон, суперско всё дополняет. Я не видел, как смотрелись часовни в своих родных сёлах, но здесь лес стал для них отличнейшей живой декорацией. Это всё же смогли отметить мои уже насыщенные часовнями и храмами мозги и глаза. Представляю, какие были бы впечатления, оказавшись я тут впервые и не видя при этом ещё региона. Так что обязательно приезжайте в «Малые Корелы», если окажетесь в Архангельске 

21. Хоть наблюдай такие картины да сказки и мифы сочиняй)

22. Отдалённая часовня 18-го века в Пинежском секторе. Смотрю на фото и даже от него рисуются в голове всевозможные картины, летают мысли о прошлом, настоящем, о сохранности памятников, о том, как бы они жили, не увезли бы если их в музей, сохранились бы вообще. 

Думаю, как смотрится тут всё зимой или с полоской сияния на небе. Задерживаю взгляд на этом мини-куполочке. Неприметный, а с пафосными золотыми не сравнится! 

Представляю людей, кто молился в этой часовне, с какими проблемами и просьбами они приходили к святым, получили ли потом избавление от проблем.. 

Да много, о чём думается. При виде такой часовни можно ни один отдельный пост на толстую книгу накатать 

Посидел я в тенёчке, отдохнул да и направился к выходу. Вот такими показались мне «Малые Корелы»...


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →