Один из самых философских, глубоких и даже таинственных памятников Самары - это Владимиру Высоцкому.
Автором монумента стал его близкий друг - художник и скульптор Михаил Шемякин.
1. Памятник открыли 25 января 2008 года, в день, когда Высоцкому исполнилось бы 70. Находится у Дворца спорта ЦСК ВВС на Молодогвардейской улице. В этом Дворце проходили концерты Владимира Семёновича в 1967 году. Идея появилась чуть раньше - в 2006 году губернатор Самарской области Константин Титов предложил Михаилу Шемякину установить памятник Высоцкому.
Сам автор Шемякин так написал про памятник:
"Высоцкий в костюме и плаще Гамлета стоит, опершись на гитару, на фоне бронзовой стены, напоминающей стены Театра на Таганке, в правом углу — свисающий театральный занавес.
Слева в проеме стены — тюремная решетка, перед которой фигура стоящего спиной к зрителю милиционера, держащего связку ключей не то от камер заключенных, не то от самой страны, запертой от свободного мира и превращенной в „большую зону“.
Правее от тюремной двери на разросшемся кусте терновника сидит птица Алконост.
Перед сказочной птицей — фигура Марины Влади в роли принцессы Клевской, которую она когда-то сыграла в кино. В руках Марина держит книгу „Владимир, или Прерванный полет“, написанную ею после смерти мужа, из которой как символ злобы и интриг, обрушившихся в России на голову Марины после ухода Володи, выползает маленькая змея.
Над головой Влади висит любимая Высоцким работа Шемякина "Метафизический портрет с Уркой".
И в правом углу зритель видит фигуру госпожи Смерти, прикрывающей оскал черепа театральной маской и держащей в руке чашу Судьбы, перевитую маком, который для себя Высоцкий обозначил символом Смерти.
И под чашей выгравированы эти строки: "Как хороши, как свежи были маки, из коих смерть схимичили врачи!" И ещё на бронзовой стене выгравирована благодарность бывшему "комсомольскому вожаку", когда-то открывшему самарцам Высоцкого - Косте Титову, благодаря которому появился этот памятник."
Что ни образ -то символ. Взять хотя бы охранника-милиционера. Одетый по уставу, в сапогах, галифе, кителе и портупее, на которой висит кобура. Руки - за спиной и держат связку ключей. Голова напоминает болт, а фуражка - шляпку гвоздя. Очень говоряще
2. Марина Влади представлена в роли принцессы Клевской, которую она сыграла в одноименном фильме Жана Деланнуа 1961 года, снятому по роману М. М. де Лафайет.
Справа от горельефа выбито четверостишие из последнего стихотворения поэта, написанного за месяц до смерти:
Марине Влади
"Мне меньше полувека — сорок с лишним
Я жив, двенадцать лет тобой храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним…"
Алконост фигурирует в византийских и русских легендах. Это райская птица с человеческим лицом, образ которой восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка.
Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. Птица встречается в посвящённой Шемякину песне Высоцкого "Купола":
"…Птица Сирин мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнёзд;
А напротив тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост!…"
Честно, я не фанат Шемякина, но этот памятник не смог оставить меня равнодушным. Рассматривать его можно очень долго и после этого складываются ощущения, что побывал на спектакле или прочитал книгу.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →