Журнал cr2 (cr2) wrote,
Журнал cr2
cr2

Categories:

Как на Руси в 1930-х годах Рождество убить пытались

Сегодня, в Рождество, мне хочется рассказать вам о времени, когда в первые годы советской власти этот праздник был под запретом. Сейчас он отмечается почти в каждом доме, но мало кто знает, какие абсурдные и даже идиотские события случались в эту дату в первые десятилетия правления "светлой власти рабочих и крестьян". Давайте углубимся в историю





Первая опала ждала рождественскую ёлку еще до революции, во времена Первой Мировой войны.

Традицию устраивать наряженное игрушками дерево принесли в Петербург немцы. Получалось, что елка в доме на Рождество - немецкая выдумка: впервые елку стали вносить в жилище в Германии еще в XV веке. Когда началась Первая мировая война, Священный синод попытался запретить елку за ее «германское происхождение», но из этой затеи ничего не вышло. Даже солдаты на позициях ставили на Рождество маленькие елочки.



После революции же с елкой начали бороться как с «буржуазным предрассудком», хотя даже Ленин не чурался этого праздника, о чем можно прочитать в знаменитом когда-то детском рассказе о елке в Сокольниках. Затем упор был сделан на религиозный аспект.

Тем не менее, официально до конца 1920-х годов власти не запрещали елку. Это произошло в конце 1929 года, на исходе года «великого перелома». Рождество было заклеймено как «праздник алкоголя и обжорства».



В 1920-х годах в рождественский сочельник в рабочих клубах и заводских театрах устраивались специальные антирелигиозные собрания, призванные разоблачить «вредную затею» Рождества.

В их программу включались вопросы и ответы на рождественские темы, конкурсы на лучшего безбожника, антирелигиозные лотереи, демонстрировалась химическая природа «евангельских чудес», а также готовились специальные «безбожные» номера стенгазет. Но в домах все равно ставили елки, и тогда власть бросила решительный клич: «Долой елку!»

«До сих пор вместе с кружением вокруг дерева родители стараются привить детям ростки религии, - писал в конце 1920-х годов журнал «Огонек». - Религиозные родители под видом «веселой елки» навязывают детям «боженьку» и другие небылицы вроде «рождественского деда». Большой вред приносит культ елки лесам. Давно уже следовало бы положить предел и мистическому вредному поклонению елке, и порче лесов. Мы надеемся, что агитация союза безбожников окончательно сломит бессмысленный обычай. Вместо того, чтобы ставить елку на крест, поставим крест на елку!»



Елка публично высмеивалась. В конце 1928 года «Комсомольская правда» обращалась с призывом: «Праздновать рождество - значит праздновать рабство с невежеством! Елки сухая розга маячит в глазища нам, по шапке деда Мороза, ангела - по зубам!»

Антирождественская идея всё плотнее и плотнее навязывалась населению, стремилась попасть в сознание людей через искусство. Слово "Рождество" сделалось бранным, вызывающим опасные подозрения. Вот какие стихи рождались уже в 1919 году:

Скоро будет рождество
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто елочку срубил
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!

В. Горянский, 1919 год

Многие ленинградские предприятия постановили работать в день Рождества как в обычный рабочий день. «В Рождество не дадим ни одного прогула!» - так звучал лозунг тех дней. Тем более что предприятия переводились на беспрерывную рабочую неделю - т. н. «пятидневку», когда работали четыре дня, а пятый отдыхали, без разницы, на какой день это выпадало.



«Бесповоротная и полная ликвидация празднования «рождества», начатая в этом году, превращение его в рабочий день - одно из новых крупных завоеваний на пути перестройки рабочего быта на новых культурных и социалистических началах», - отмечала в конце 1929 года ленинградская «Красная газета».

Впрочем, не отмечалось не только Рождество, но и Новый год. На предприятиях, которые перешли на «непрерывку», 1 января 1930 года было объявлено обычным рабочим днем. Характерно, что в газетах не было практически ни слова о праздновании Нового года.



Чтобы раз и навсегда отучить людей праздновать Рождество, власти запретили продажу елок. 16 декабря 1929 года вышло «обязательное постановление» президиума Ленинградского совета, которое называлось «О воспрещении торговли «елками», «березками» и т. п. в связи с религиозными обрядностями и обычаями». В нем говорилось: «Воспретить в черте города Ленинграда торговлю «елками» и «березками» и иными видами древесной растительности для использования в связи с религиозными обычаями и обрядностями».

Ёлке была объявлена беспощадная война. При этом её почему-то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с ёлкой как с отголоском языческих обрядов.

Наблюдение за выполнением этого постановления возлагалось на милицию. Виновные в нарушении подлежали строгой ответственности - штрафу в сто рублей либо принудительным работам сроком до одного месяца.

Власти добились своего: елки действительно устраивать перестали. Однако совсем скоро, в середине 1930-х годов, последовала реабилитация елки, но уже без всякого налета религиозности. Так из рождественской она стала новогодней. Власти, по-видимому, хорошо понимали, что общенародные праздники служат эффективным способом сплочения коллектива и средством воздействия на человека.



"Известия" от 6 января 1930 года пишут: "1930 лет гуляет по белу свету несуразная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе и унижение угнетенных и обездоленных тружеников, издевательство и надругательство над ними.

1930 лет подряд из года в год в "святую" рождественскую ночь попы всего мира заманивают к себе толпы одураченных ими "овец" христовых, жаждущих услышать "слово спасения", чтобы сегодня отвлечь их мысли от классовой борьбы. Кто склонен мечтать, тот не способен бороться. Задача попов - одурманить сознание фальшивыми надеждами на вечное блаженство, разложить волю к борьбе мечтами о будущем счастье. Надеть ярмо рабочему на шею, ударить революцию крестом по голове - вот подлый классовый смысл рождественской легенды, именем бога предлагающей рабочим истекать кровью. Мы свергнем царей небесных, как свергли царей земных".



Главный же «спектакль» готовился в Первопрестольной на каждое Рождество – 25 декабря. Газеты содержали обширные методические материалы для организации детского безбожного досуга. Давались подробные описания антирождественских костюмов - «Ловец», «Паразиты». «Святой мусор», «Поповское орудие», а также советы, как их изготовить. Детям и подросткам предлагались следующие инсценировки-игры: «Безбожный поход», «Поп бежит», «Безбожный автомат».



На всех предприятиях и в учреждениях Москвы к Рождеству готовились, как к Первомайской или Октябрьской демонстрации: шились костюмы, добывались кресты, церковные облачения. Каждый район имел собственный план действий, свой маршрут шествия колонн. Замоскворецкий райсовет Союза Воинствующих Безбожников, например, решил провести широкую атеистическую массовку «под знаком очищения рабочего быта от религиозной рухляди». К рождественским дням приурочивались конкурсы на сдачу икон, церковных книг и даже на заключение договоров по антирелигиозному соцсоревнованию.



Многотысячное гуляние жителей района в день Рождества из-за сильных морозов не состоялось и было перенесено на 6 января — Праздник Крещения.
На этом позорном глумливом гулянии было все: отряды факельщиков, колонны с оркестром, антирелигиозные плакаты, автомобили с ряжеными попами и монахами. Как утверждали корреспонденты, к вечеру в Парке культуры и отдыха собралось около 100 тысяч человек, «...стихийно вспыхивали то там, то здесь в толпе костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и.т. д.».



Еще более захватывающая инсценировка прошла недалеко от Парка культуры, на катке «Красные Хамовники»: «Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на «пятилетку», появился отряд будённовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь, церковь сгорает; этот пожар церкви был показан чрезвычайно эффектно».

В дни Рождества в московских магазинах устроили специальные антирелигиозные витрины, повсюду разбрасывались атеистические листовки. Во всех районах производилась запись в Союз Воинствующих Безбожников. В московском округе число членов СВБ за два месяца увеличилось более чем втрое и достигло 20 тысяч взрослых и почти 8 тысяч юных безбожников.



Но уже спустя пять лет лозунги заметно смягчились. И "Правда" от 28 декабря 1935 года предлагает уже совсем иную программу действий в отношении елок: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку. Почему у нас лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся? Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили детское развлечение как буржуазную затею.



Следует этому положить конец. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, детских клубах и детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку.

Горсоветы, председатели райисполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству хорошей советской елки для детей нашей великой социалистической родины во всех городах и колхозах".

И уже на следующий день ЦК ВЛКСМ принял постановление "О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года".



В результате из рождественской елка превратилась в новогоднюю. С 1947 года 1 января было объявлено нерабочим днем. С конца 90-х Рождество законно вернулось в жизнь, но и Новый год не сильно сдал свои позиции, давая возможность повеселиться дважды.

С тех пор больше никто не пытался отменить елку, хотя про то, что она когда-то была не новогодней, а рождественской, старались не вспоминать...







Слава Богу, те времена канули в лету, и сегодня в день Рождества друзья и родные, даже не очень близкие к церковным делам, могут собраться вместе за праздничным столом в атмосфере семейного тепла.

Кому я испортил настроение этим постом, пусть не обижается - история есть история. Для возвращения же праздничного позитива предлагаю разгадать Рождественский кроссворд

Желаю вам, дорогие читатели, отлично провести Рождество и остаток праздничных каникул.
Tags: История, Праздники, Традиции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments