Этим постом я завершаю рассказ о братьях-промышленниках Андрее и Иване Баташёвых, которых можно считать основателями города Выксы Нижегородской области. Саму Выксу, её потрясающий стрит-арт, мощный металлургический завод, уютную гостиницу и интересные места по дороге я уже показывал (все ссылки в конце поста). Сегодня же отправимся в гости в барский дом - усадьбу Баташёвых и их потомков, владельцев местных заводов.
1. Дворец Баташёвых располагается в центре города, на уютной площади Металлургов. Построен он во второй половине 18-го века в стиле русского классицизма. Сначала братья с семьями жили в Выксе, затем здесь остался лишь младший Иван. Усадьба отличалась размахом и богатством не только при первых владельцах, но и в 19-м веке. В 1865 году во дворце было 38 с шиком оформленных комнат и несколько парадных залов в итальянском, китайском и турецком стилях.
При советской власти в здании разместились различные заведения, а рядом - проезжая часть и автостанция. Сейчас всё отремонтировано и реконструировано - автовокзал переведён в другое место, а в доме разместили музей Баташёвых. Слышал, его называли одним из лучших региональных музеев в России. Подтверждаю, он очень уютный и современный. Без пыльных экспонатов и злых смотрителей. Пойдёмте, посмотрим
2. Гостей встречает чудесная металлическая лестница, сохранившаяся с барских времён и отлитая на заводе Баташёвых
3. Находки из выксунской земли, свидетели прошлого. Напомню, находка нескольких фальшивых монет времён Екатерины II на территории или поблизости от усадьбы Андрея Баташёва в Гусе Железном (куда он уехал жить после раздела имущества с братом) добавила масла в огонь слухам об его фальшивомонетничестве, засыпанных заживо рабочих, чеканивших деньги в подвалах, и прочих жутких историях. Впрочем, опровергнуть эти легенды тоже никто не может.
Подробнее об этом в посте Гнездо российского Дракулы
4. Люблю рассматривать найденные старинные предметы. Сколько всего они могли бы поведать, если б умели)
5. Рассказывая про усадьбу в Гусе Железном, которую мы только что вспомнили, я показывал баташёвский кирпич - тёмного цвета и большого размера. Как видим, дворец в Выксе (по крайней мере его часть) построен из подобного.
Здорово, что при реставрации оставили такое "окошко"
6. Дворянский герб фамилии Баташёвых. Единорог - символ благородства и движения вперёд
7. Напомню, что у Ивана Баташёва была единственная наследница - внучка Дарья Ивановна. Сын умер раньше, да и Дарью Иван Родионович пережил - она умерла при родах в возрасте 25 лет.
Дарья была замужем за Дмитрием Дмитриевичем Шепелевым, генерал-лейтенантом, участником Наполеоновских войн. На момент свадьбы жениху было 36 лет, невесте - 14. Иван Родионович оставил внучке гигантское приданное - усадьбу в Москве (ссылка в конце поста), 2 миллиона рублей и 15 тысяч крепостных. "Захотят, не прогуляют", - говорил Иван Баташёв, но Шепелев, любитель приёмов, о которых говорила вся Москва, и его потомки со временем умудрились это сделать.
В общем, по воле Судьбы наследником дела Баташёвых становится Шепелев. При нём на заводах происходила модернизация, были установлены паровые двигатели.
Герб дворянского рода Шепелевых. По семейным преданиям "муж честен именем Шел", прибыл в 1376 году "из немец из Свейского королевства в Польшу к королю Ольгерду", где крестился с именем Георгия и откуда вскоре перешёл на службу к великому князю московскому Дмитрию Донскому. Старший сын его Пётр прозывался Шепель, отчего уже сыновья последнего именовались "Шепелевыми"
8. Иван Родионович Баташёв - хозяин дома
9. Список хозяев и опекунов местных заводов
10. Мне очень понравились музейные макеты.
Гидросиловая установка - наиболее распространенный в металлургической промышленности 18-го века способ использования энергии падающей воды для работы необходимых механизмов и устройств (молотов для ковки металла, пильных мельниц, всевозможных станков, воздуходувных мехов для нагнетания воздуха в доменные печи). Строилась при плотинах.
Водяное колесо было основным двигателем, его вал приводил в действие механизмы внутри здания. Деревянный канал нужен для распределения воды между несколькими водяными колесами. Каналы строились узкими и глубокими, из дубовых досок. Диаметр колёс соразмерен высоте плотины. На заводах Выксы колёса были от 1 до 7 метров в диаметре
11. Верхне-Выксунский железоделательный завод 19-го века
12. Усадьба, в которой мы находимся
13. Модели сделал мастер реставрационных работ Олег Борисович Моисеев
14. В конце 19-го века мастера Выксунских заводов сделали паровую машину. Она использовалась как двигатель различных механических устройств (насосы, мельницы, станки). КПД её конечно не высокий, но сама машина удобна и надёжна, поэтому получила большое распространение в промышленности. До сих пор остаётся в рабочем состоянии
15. Рабочее место хозяина - Ивана Родионовича Баташёва
16. Теперь из эпохи Баташёва и 18-го века переносимся в 19-й в эпоху Шепелевых. Как я уже сказал, после смерти Дарьи Ивановны Баташёвой заводы перешли к её мужу Дмитрию Дмитриевичу Шепелеву, а затем к их потомкам
17. Дмитрий Дмитриевич Шепелев (1771-1841)
18. Зал погружает нас в атмосферу времени Наполеоновских войн
19.
20. В честь победы над Наполеоном в Москве были возведены Триумфальные ворота. В музее они воспроизведены не зря - конная группа на арке была изготовлена именно в Выксе
21. Чудесные лестницы дома могут свести с ума!
22. И снова "скелет" здания
23. Отдельный зал посвящён храмам Выксы и Иверскому женскому монастырю - одному из главных духовных очагов края
24. Церковь Рождества Христова конца 18-го века мы видели в посте о городе. Напомню, это был родовой храм семейств Баташёвых и Шепелевых. Здесь похоронили Ивана Баташёва и его потомков.
Рассказывают, что после революции склепы вскрыли, и все останки выбросили на улицу. Местные мальчишки якобы даже играли черепами в футбол. Надругательство остановили две пожилые женщины, собравшие кости и захоронившие их у другой церкви
25. В Иверском монастыре мы с вами тоже были. Он появился в 19-м веке стараниями старца Варнавы Гефсиманского
26. Портрет старца Варнавы кисти неизвестного художника, написанный на рубеже 19-20-х веков
27. После революции собор и 68-метровая колокольня монастыря были взорваны. При взрыве в подземных кельях, опять же по рассказам, были заживо погребены монахини, не пожелавшие покинуть монастырь.
Кирпичи разрушенных построек пошли на строительство Дома Культуры. Сейчас монастырь возрождается
28. Наверное, самый интересный экспонат. Это мемориальная плита Ивана Родионовича Баташёва. После разорения его могилы в советское время исчезла, а потом нашлась на заводе. Оказалось, что там она использовалась для подставки под один из станков. Как раз от этого и остались "язвы". В "светлом будущем" человеку, что основал город и предприятие, подарившее Выксе всё, что она имеет, места не было. Его нужно было стереть из памяти потомков. Благо, этого не произошло и теперь плита является одним из экспонатов.
Вот так символично, даже после смерти, промышленник какое-то время вносил личный вклад в своё дело и его продолжение
29. Ко второй половине 19-го века дела у заводов пошли плохо, появились долги. Сыновья Дарьи и Дмитрия видимо не имели таланта управленцев
30. Им больше нравилось искусство. В то время в Выксе был известен крепостной театр
31. Тем временем в 1862 году Выксунские заводы были объявлены банкротами и чуть позже их взяли в аренду англичане. Правление находилось в Лондоне, а директоров присылали в Выксу на три года. Однако лучше не стало - в 1880-х годах положение заводов оказалось катастрофическим. Английское владение в Выксе закончилось и вовсе трагедией: плотина Верхне-Выксунского пруда прорвалась и смыла Средне-Выксунский завод, а заодно дома и огороды рабочих.
Кабинет Лессинга
32. Дело спас немец А. Лессинг. Он взял в аренду ещё не разрушившиеся заводы, модернизировал производство и в 1889 году приобрёл их в собственность. Владел до Первой мировой войны, пока в 1914 году у него всё не отняли как "имущество подданного вражеской стороны"
33. Уже в 21-м веке усадебный дом был тщательно отреставрирован. Ныне в музее-усадьбе помимо всего прочего проводятся различные мероприятия. Мастер-классы, событийный туризм, лекции, памятные даты. Можно даже зарегистрировать брак)
Часть экспонатов осталась за кадром, ведь музей довольно большой - более 3 000 кв. метров. На этой площади созданы 30 экспозиций с использованием интерактивных и мультимедийных технологий.
Усадебно-промышленный комплекс Баташевых-Шепелевых стал лауреатом региональных конкурсов "Инновации региона-2013" и "Лидер туриндустрии-2013" в двух номинациях ("Лучшая музейная программа" и "Лучший музейный сайт") и дипломантом международного фестиваля Интермузей-2014.
В 2015 году музей истории завода удостоен дипломом XVII международного фестиваля Интермузей-15 за проект "Реставрация и приспособление усадьбы Баташевых-Шепелевых в Выксе Нижегородской области".
На этом я заканчиваю большой рассказ о Выксунском крае, бывшим до посещения мне практически не известным. Многое из поездки до сих пор вспоминается тепло, а количество всего интересного, необычного, местами даже таинственного и мистического, открытого в этих краях и в семье Баташёвых, стало большой приятной неожиданностью.
"По следам Баташёвых"-2017:
Московская усадьба Баташёвых
Выкса. Город
Выкса. Стрит-арт
Выкса. Где остановиться?
Выксунский металлургический завод
Как промышленник продолжал своё дело и после смерти
Гусь Железный - гнездо российского Дракулы
Из этой же поездки:
Судогодский гейзер
Касимов
Карачарово - родина Ильи Муромца
Муром
Фестиваль Арт-Овраг в Выксе
Партнёры тура "По следам Баташевых":
Сообщество travel_russia благодарит за организацию блог-тура управляющего директора АО "ВМЗ" Барыкова Александра Михайловича, Генерального директора гостиницы "Баташев" Бровку Виктора Михайловича (ООО "ОМК-Тур"), а так же Информационно-туристский Центр города Выксы.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →