" Здравствуйте, я могу пройти?", - спрашиваю я работника.
"Проходите, - злобно рычит сквозь зубы бабка, так и не подняв на меня взгляда, - только триногу для съёмки у нас использовать нельзя".
Я уверен, легче спорить с камнем, нежели с музейным работником, да еще злобным. Проверено годами. Ничего, будем снимать так, как получится.
Добро пожаловать в музей московского метро
Ничего удивительного, если вы не слышали о музее московского метро. Попасть в него не очень просто. Он работает только по будним дням, с 9 до 16. Однако входная плата не взимается - музей народный. Пойдём
К сожалению, я так и не смог выяснить, когда музей был основан. Разные источники сообщали разные даты - временной промежуток от 1958 до 1969 годов. В отличие от музея ГУЛАГаА,где на меня обрушился огромный ком интересной информации, причём по инициативе самих музейщиков, неприветливым работникам не до рассказов посетителям. Количество самих посетителей - я, камера и штатив
Информация у входа. Интересно, на какой год эти данные?
В музее 4 зала. В самом большом представлено всё, относящееся к проектированию, постройке и дальнейшему функционированию метрополитена.
Метрополитеном называлась компания, строящая в 1850-60х годах метро в Лондоне. Позже это название распространилось на весь подобный транспорт
Метро проектировалось в Москве еще при царе на рубеже XIX-XX веков. На этой картинке представлен проект метровокзала, который должен был находиться на Красной площади, а поезда ходить в основном над поверхностью. Однако Городская Дума этот проект отклонила. А впереди были войны и революции...
В начале 1930х годов, когда Москва стала расти интенсивными темпами, и трамваи перестали справляться с перевозкой пассажиров, о метрополитене вновь вспомнили. Решено было в кратчайшие сроки обеспечить город этим видом транспорта, только, в отличие от царских проектов, спрятать поезда под землю
15 мая 1935 года идеи о метро в Москве воплотились в жизнь
Приказ был исполнен
Метрополитен получил имя Лазаря Кагановича, в честь сталинского наркома, руководящего стройкой. Здесь представлена одна из первых схем. Станция "Дворец Советов" - ныне "Кропоткинская", а участок "Охотный Ряд - Смоленская" является сейчас частью Филёвской ветки. Тогда разделения на ветки не было, поезда ходили в двух направлениях, а станция "Коминтерн" дошла до нас под названием "Александровский Сад"
Чёрные цифры на схеме - расстояние между станциями, красные - время проезда в минутах
Метро расширялось с каждым годом. Кстати нужно отметить, что в первые годы своего существования метрополитен не пользовался большой популярностью у москвичей, а также отмечался ряд случаев кессонной болезни у горожан
Однако всё это постепенно уходило в прошлое. Город рос. Вместе с ним росло и метро. Прошу прощения за качества снимков, без штатива в темноте снимать не очень
Первые билеты. Кстати, в те времена в метро, как ныне в электропоездах, ходили контролёры
Позже на смену бумажным билетам пришли жетоны...
..которые уступили потом место карточкам
Иконостас с портретами начальников московского метро. От первого (вверху слева) - Адольфа Антоновича Петриковского, расстрелянного в 1937м, до нынешнего (внизу справа) Дмитрия Владимировича Гаева
В соседнем зале представлен один из первых турникетов. Долгое время жетоном в метро случила 5-копеечная монета
Здесь также можно посмотреть различные пульты, схемы контроля и управления движением поездов
Путь свободен)
Некоторые устройства являются действующими
В соседней комнате рассказывается о метрополитенах городов бывшего СССР и зарубежья. Представлены подарки московскому метро от "коллег" в других городах. Также можно посмотреть небольшой фильм о московской "подземке"
На стендах показаны схемы метрополитенов различных городов. Вашему вниманию представляю парижское
Перейдём в заключительный, четвёртый зал. Его "изюминка" - натуральная кабина машиниста. Раньше почувствовать себя машинистом давали всем желающим, а потом, вроде бы из-за вандалов, порулить стало можно лишь "избранным". Двери кабины наглухо закрыты
А вот дёрнуть тормоз можно любому
Тоже экспонат, тоже уже " с возрастом". Ныне заработную плату в призыве пойти работать машинистом указывают повыше
В заключительном слове пара снимков вагонов. От "ветеранов"...
.."мытищенской и ленинградской (егоровской) классики"..
..до "Русичей" и "Яуз". ИМХО, классические вагоны многое выигрывают у своих "собратьев-"Ручисей". Хотя бы потому, что в последних можно стоять на популярных у пассажиров мест у дверей только в полусогнутом положении, а спонсором расположения окон явно служил проект оздоровления народа путём наклонов "нагнись, посмотри, какая станция в окошке". Кто и зачем так опустил от взора окна в новых поездах..
И наконец, семейство вагонов московского метро. Популярный рекламный щит тоже представлен в музее
В целом, второй раз возвращаться сюда не тянет. Не столько из-за неприветливости сотрудников (в большинстве музеев так..потом еще удивляются, а что к ним не идут посетители), а сколько из-за отсутствия достаточно интересных экспонатов и распространённости представленной в музее информации в других источниках.
Спасибо за внимание
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →