Главным действующим лицом праздника был Kegri - замаскированный человек.
В этот день утром рано молодежь рядилась в вывороченные шубы и фуфайки. На головы надевали решета и корзины, брали ухваты, кочерги, дубины.
За плечи вешали корзины, чтобы туда «прятать» детей, на лица надевали самодельные маски из картона, тряпок, с пришитыми усами. Некоторые изображали коней и коров.
В таком виде ходили по домам и пугали детей, угрожая унести в корзине, если те будут плакать, баловаться и не слушаться старших.
Дети, в сильнейшем испуге, забирались на полати или на печь и ревели от страха. Kegri требовал, чтоб ребята слушались родителей, были прилежней и не баловались, а девочек заставлял прясть.
В избах ряженых угощали пирогами и блинами, а каждая девочка должна была подарить Kegri сплетенный ею клубок ниток, чтобы он не посадил в корзину и не унес. Самым маленьким плести помогали мать и сестры.
Происхождение ноябрьской «пугающей» традиции тесно связано с аграрным календарем. Уже завершились полевые работы, урожай собран, припасы на зиму подготовлены, а снега еще нет. Наступает пора безвременья, когда происходит «передача полномочий» в хозяйстве от мужчин-землепашцев к женщинам, занимавшимся прядением и ткачеством. Ритуальным отражением этого изменения и был «Пугало-день», являвшийся противоположностью весенней Масленице.
В деревнях «Kegrin paiva» проводили так:
в с. Большом Плоском Лихославльского района в этот день утром рано парни наряжались в вывороченные шубы, надевали маски, мазали лицо сажей и с дубинами roнялись за детьми, которые убегали от них с криком: «Здесь Kegri, здесь Kegri. Догнав кого-нибудь из детей, Kegpi слегка бил его палкой.
В д. Дуброво Лихославльского района кто-либо из парней наряжался «Kegri»: делал себе горб, надевал вывороченную овчинную шубу, чем-нибудь замазывал или закрывал лицо, чтобы ребятишки не узнали его. «Kegri» ходил по избам с палкой в руке, угрожая ребятам. Бабы пугали ребят: «Будешь плакать и баловаться, Kegri возьмет с собой».
В с. Толмачах «Kegpin paiva» пугали не только детей, но и молодых девиц в бане, где в это время занимались трепкой льна.
Связь этого праздника с культом мертвых подтверждается поминанием в этот день умерших родственников толокняной кашей. Утратив свое обрядовое значение, "Kegrin paiva" в измененной форме существовал в виде полузабавы до 1930х годов.
В 1970-х годах казалось, что старинный обычай исчез навсегда. Однако в наше время стремительно возрождается веселая традиция молодежных гуляний в этот день.
В тему всех национальных Хэллоуинов=)
Картинки:
http://forum.mamusik.ru/forum/89/forum_topic/3229/?from=255
http://my.mail.ru/community/petroskoi/253522978908eda0.html
http://yahooeu.ru/interesting/15818-maslenica.html
http://www.proshkolu.ru/user/tigo968/file/171816/
http://bse.sci-lib.com/particle017000.html
http://www.turpravda.com/foto/56302.html
Материал:
http://www.33podarka.ru/144/month/11/holiday/598.html
http://www.prazdnikimira.ru/articles/list_prazdnik/list_november/
http://www.e-prazdnik.ru/other/kegrin_paiva.php