Сегодня мы с вами отправимся в село Курба, что недалеко от Ярославля.
В XV-XVI веках здесь была вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Самый известный представитель рода - Андрей Михайлович Курбский, был ближайшим сподвижником Ивана Грозного, пока в 1564 году не перебежал к польскому королю из страха перед царской опалой. После бегства Курбского, село было передано в государственную собственность, а впоследствии отдавалось в поместье различным владельцам.
Чем же еще, кроме земляка-предателя, знаменито село и какие там настроения, я предлагаю узнать в фоторепортаже
Мы в самом центре села, пронизывающий ветер шевелит ветвями деревьев, уже сбросивших почти всю листву, а в Курбе, бывшей некогда одним из самых больших ярославских сёл тишина. Такая, что закладывает уши. Складывается ощущение, что время здесь остановилось
Встречаются и старинные дома, но вместо торжественности перед времением смотрятся они сонно и мрачно
То ли мы так попали, то ли в Курбе всё, куда можно зайти, закрыто. Отделение связи...
..ремонт обуви в бывшей церкви..
..и даже пункт приёма стеклотары
Я думал, что первое мрачное впечатление скрасится посещением "визитной карточки" села - уникальной огромной круглой Казанской церкви 1770 года, видно которую за несколько вёрст в округе
Однако, ошибся. Зияющая чёрными дырами-окнами среди серого неба архитектурная громадина только дополняет печали в общий пейзаж. Храм уникальный, круглый в плане, с возвышающимся "островком" куполов
В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Здесь находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна как Курбская и считалась чудотворной.
В 1929 - 1930 годах Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти уничтожили. Бесследно исчезла и чудотворная Казанская икона Богоматери. После закрытия церкви здесь разместили тракторную станцию
Рядом стоит величественная колокольня, построенная в конце позапрошлого века. Честное слово, смотрится как в Калязине, будто спустили воду Угличского моря. Мой отчёт про Калязин - здесь. Такой колокольней запросто можно было украсить даже губернский город
Картину царящей повсюду депрессии наравне с осенней погодой дополняют стаи ворон, кружащих над куполами Казанской церкви и колокольней и постоянно каркающих. Кажется, таким образом Природа ставит окончательную точку в процветании Курбы, отдавая село, словно павшего на поле брани воина, на растерзание птицам
Войдём внутрь Казанского храма
Что поражает, так это количество сохранившихся росписей. Храм был расписан в самом конце 18го века, и что называется - на века
Позже часть росписей была осквернена, но величие и качество работ мастеров от этого никуда не пропало.
Надписи 1975го года.. Тоже, если можно так говорить, "качественно" сделаны - "красуются" уже 35 лет
По описанию современников, до советской власти в храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско... "
Сейчас от былого остались лишь только следы
Алтарь
Здание, напоминающее ныне тюрьму - вторая курбская церковь, Никольская. Про неё пару слов скажем ниже
Птицы чувствуют себя хозяевами не только среди куполов церкви, а и внутри. Под ногами, нужно сказать, отличный слой помёта, от которого шаги делаются неслышными, а идти очень мягко
Единственное действующее культовое сооружение Курбы - кирпичная часовня
На месте часовни когда-то стояла деревянная Пятницкая церковь, в замен которой построили Никольскую, только чуть-чуть не на том же месте
Пройдём к Никольской церкви, любуясь еще раз колокольней..
..и её деталями. Изнутри..
..и снаружи. Что ни здание или деталь здания - то вылитая тюрьма
Воскресенско-Никольская церковь начала 18го века ныне обезглавлена - 5 её глав пали жертвой "лихих" событий прошлого века
Храм построен о начале XVIII в, закрыт в 1929-1930 гг. В советский период здесь находился Дом культуры.
Скорее всего, Дом культуры ныне мёртв. Антенна на крыше и не работающий "Ремонт обуви" достались нам в наследство от советского времени
Теперь просто посмотрим еще раз на Казанскую церковь
Долгого пребывания в Курбе я не выдержал. Карканье ворон и гуляющий в куполах ветер наводят на довольно печальные мысли. Хочется побыстрее покинуть величие погубленной Империи, скорее всего, уже никогда не восстановленных
Второй раз звать никого не пришлось, мы покидаем Курбу
После прогулки по Курбе, хочется сказать и пару слов о князе Андрее Михайловиче Курбском, который "прославил" или в прямом смысле слова -прославил село в истории. Кому как нравится.
Род Курбских выделился из ветви ярославских князей, потомков Рюрика, в XV веке. Согласно родовой легенде, род получил фамилию от села Курба. Курбские проявляли в основном на воеводской службе: члены рода покоряли племена хантов и манси на Северном Урале, гибли и под Казанью и на войне с Крымским Ханством.
Андрей Михайлович - самый известный из рода - участвовал в походе на Казань. Позже разбил татар у Тулы, причём был ранен, но через восемь дней был уже снова на коне. Во время осады Казани Курбский командовал правой рукой всей армии и вместе с младшим братом проявил выдающуюся храбрость. Через два года он стал боярином.
Павел Рыженко «Князь Курбский».
Андрей Курбский активно участвовал в деятельности правительства, руководившего страной при молодом Иване Грозном. В это время Курбский был одним из самых близких к царю людей.
К началу Ливонской войны командовал сторожевым полком. Позже - всем русским войском в Прибалтике. Невзирая на одержанные им победы, в 1563 он был отстранен от командования и назначен воеводой в отвоеванный у ливонцев Юрьев. После ряда неудачных боёв, опасаясь царского гнева, Курбский бежал в Литву. Польский король с распростертыми объятьями встретил столь знатного беглеца, пожаловал ему богатую волость в Польше. Находясь на службе у литовского князя, а затем у польского короля, Курбский участвует в военных походах, в т. ч. и против России, продолжая участвовать уже на вражеской стороне в сражениях и битвах Ливонской войны. В это же время пишет Ивану Грозному обличительные письма
"Обличительное письмо" Андрея Курбского царю Ивану Грозному"
Судя по многочисленным процессам, акты которых сохранились до настоящего времени, Курбский быстро ассимилировался с польско-литовскими магнатами, воевал с панами, захватывал силой имения, посланцев королевских бранил «непристойными московскими словами». В Польше Андрей Михайлович создал новую семью, бросив на родине жену и детей. Позже польский род Курбских. перешедших в католичество, пресёкся.