Попасть под колесо репрессий, но не быть раздавленным, узнать, где находится АЛЖИР, посмотреть в глаза следователя в лагерном бараке и на колымский карцер приглашаю я Вас сегодня
Накрапывает осенний дождь, ветер качает лагерные фонари.. Но мы не на Колыме и не в 30х годах. Центр Москвы. Петровка. Музей истории ГУЛАГа приглашает любого желающего прикоснуться к самым чёрным страницам государства рабочих и крестьян
У входа вас встретят 12 портретов. Маршал Тухачевский, учёный Вавилов, революционер Киров, богослов Флоренский.. Что объединяет этих совершенно разных людей? Одно. Они жертвы Красного Колеса, закатавшего их в могилы, как неугодных новой власти и врагов народа
Подход к музею. Колючка и заграждения
Атмосфера вокруг во дворе как будто подчеркивает весь трагизм репрессий
Решетка и колючая проволока - первое, что видит посетитель в музее
То ли я так попал, то ли основными посетителями музея являются иностранцы. Пройдём наверх по лестнице к экспозициям. Картины вдоль лестницы соответствующие
Рисунки отражают весь трагизм ситуации
"Поезд на Север"
Не хватает лишь ветра и снега
А вот и вход. Белая лаконичная, без чего-то лишнего дверь
Не везде рады видеть посетителя. Колючая проволока используется по назначению
Сюда же - приглашают войти. Войдём
Музейный коридор. В самом конце гостя встречает "виновник событий" - товарищ Сталин. Честное слово, как икона в красном углу
Подойдя поближе, замечаем, что лик товарища Сталина украшен сплошными черепами. Такова философия уфимского художника А.Штабеля
Гордость музея - подробная карта лагерей и лагерных поселений Советского Союза
Вглядываемся в карту. В Средней Азии в СССР оказывается был свой АЛЖИР. Это не мечта о государстве в Северной Африке, а Ахмолинский Лагерь Жён Изменников Родины, где в частности содержалась жена государственного деятеля, соратника Сталина - "врага народа" Бухарина - Анна Ларина
Карта лагерей в европейской части СССР. Больше всего мне запомнилось название "Безымянлаг". Что это - название по не далеко расположенному посёлку или "слуги народа" даже не смогли придумать, как назвать одной из фабрик смерти?
"Молодой человек, а вы оплатили съёмку?" - слышу я голос за спиной.
"Сейчас разрешение предъявлю", - отвечаю я.
"Не нужно, мы верим людям".
Осталось впечатление, что последняя фраза звучит с каким-то особенном смыслом в ТАКОМ музее
Стенды познакомят вас со знаменитыми "стройками века" - каналом Москва-Волга..
..расскажут об истории самого северного СЛОНа в мире - Соловецкого..
"Природу научим - свободу получим"
.перенесут посетителей на Беломорканал..
..на стройке которого улыбается товарищ Сталин. А что ему не улыбаться то? Страна превращается из аграрной отсталой в передовую индустриальную
Автопортрет одного из заключённых и пила со строительства Беломорканала
Схема системы ГУЛАГа
Поскольку музей финансируется правительством столицы (и как мне сказала он такой единственный в России), здесь не обошлось без самого знаменитого скульптора Москвы. Интересно, его "творения" уберут и отсюда?
Единственное, что смотрится "по теме" - название произведения. Хотя между автором и названием просится тире
В музее много картин, отражающих жизненные мгновения "врагов народа"
Автор картины - Р.Г.Горелов - художник, сам прошедший все ужасы заключения, назвал своё произведение "Двое". Чётко подмечено
А таким автор запечатлел себя после выхода из лагеря
Отдельный стенд посвящён чисткам в Красной Армии. 3 маршала Советского Союза - Тухачевский, Егоров и Блюхер стали заключёнными. По рассказам очевидцев, когда в маршала Василия Блюхера вели с очередного допроса, его глаз был полностью вытащен на глазницы и свисал на нервных окончаниях, болтаясь при ходьбе
Климент Ворошилов, так же один из первых маршалов, под опалу вождя не попал, поэтому стоит на страже Родины и принимает очередной парад
Самая интересная часть музея - воспроизведённый студентами "Суриковки" почти в натуральную величину по ГУЛАГовским чертежам лагерный барак
Нары напоминают купе поезда, поэтому в народе звались "вагончиками". Не секрет, что тюрьмы были переполнены, и порой в таком вагончике на одной полке "ехало" до 35 человек. Политические вперемешку с уголовниками. Единственное разделение, которое очень чётко и строго выполнялось - по половому признаку
Из-за нехватки места сотрудника НКВД, в подчинении которого находился барак, разместили напротив нар. На самом деле он находился в отдельном доме. Сцена изображает прибытие нового заключённого. Особо хочется отметить, чем кормили транспортируемых "врагов народа" в места заключения Нормой была одна селедка и три кружки воды в день
Сотрудники музея именуют этого несчастного, помещённого в карцер, Гаврюшей. На месте Гаврюши мог оказаться каждый за почти любую провинность. Карцер грозил тем, кто выполнил дневную норму работ меньше, чем на 26% или при утренней проверке перепутал хотя бы один пункт своей статьи
Здесь представлен самый "льготный" карцер. Нормой было стоять в таком "домике" босиком на 40-градусном морозе 15 дней, без возможности присесть. Мало, кто выживал
Поистине стахановская работа. Позже имя передовика Стаханова убрали из лагерей. Не хорошо герою советского производства висеть среди "отбросов общества"
Доходило в лагерях и до льгот. Например большой милостью считалось за какие-то достижения по работе получить минус 4 дня к своему сроку
По музею на этом всё. Выйдем во двор
Посмотрим еще раз на оформление музейного двора
Сейчас это уже далекая история, а двор смотрится декорациями к фильму. Время, как говорится, лечит
Однако, без прошлого нет будущего. Задача живущих ныне, чтобы последующие поколения знали об ужасах ГУЛАГа лишь по фильмам и архивам и не повторили ошибки дедов и прадедов, так мечтавшим о светлом будущем.
Светлом?
Хорошо. Да будет Цвет!
На этом всё. Спасибо за внимание.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →