Чтобы не утомлять читающего количеством информации и картинками, разбиваю пост на несколько частей
Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными существами: русалками, духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде, лешими, водяными, домовыми, банниками и целым сонмом других мелких божков и духов, память о которых не дошла до наших времен.
Практически все эти "второстепенные" божества жили бок о бок с человеком, помогали или мешали ему в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличии от главных божеств, которых никто никогда не видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.
Домовой является душой дома, покровителем строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов.
Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу исполнял очистительные обряды. Но человек все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убитого животного собственно и возникал Домовой.
Домовой
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Иногда в роли Домового выступал Дед - хранитель рода, домовое божество, охраняющее печной огонь (малый Перунов огонь). Одновременно - лесное божество, хранящее Перунов клад (золотые молнии, серебряный дождь).
Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все более чужим и враждебным. Дворовый - хозяин двора - считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. По этой причине верующие люди считают баню - символ, казалось бы, чистоты - "нечистой".
О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой.
Банник
Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику свежий веничек и лоханку чистой воды. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи!.."
Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно немедленно обзавелись своими собственными "малыми" божествами - Полевиками.
Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок- Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом.
За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".
Леший
Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека. Волосы у него длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем.
Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Господином леших был Святибор - бог лесов, боров.
Святибор
Водным божеством был Водяной - обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.
Водяной
Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.
В заключение пробежимся еще по некоторым интересным славянским персонажам.
Полкан - славянское божество, представляемое в образе полуконя- получеловека. Он же пасет небесное стадо иных славянских богов. Ещё одно близкое Полкану существо славянской мифологии зовётся Китоврас и представление о нём, по-видимому, взаимосвязано с греческим Кентавром.
Карачун - день зимнего солнцеворота и одновременно злой дух, символизирующий умирание природы.
Коляда - бог торжеств или персонаж женского рода, олицетворяющий зимнюю святочную обрядность.
День и Ночь - брат и сестра, меняющие друг друга в господстве над миром. Славяне обожествляли эти два понятия и рассматривали их как противостоящие друг другу стихии.
Месяцы - 12 братьев, восседающие на небесах вокруг пылающего солнечного костра. Три весенних месяца - юны, летние месяцы - зрелые мужи, осенние месяцы - немолоды, зимние месяцы - стары и седы.
Золотая Баба - покровительница повитух, хранящая мир в доме. Богиню представляли держащей одного ребенка на руках, а второго - у своих ног. Рядом с богиней лежат гусли и иные музыкальные инструменты, постоянно играющие без посторонней помощи.
Услад - божество, покровительствующее искусству.
Дидилия - славянская богиня, дарующая жизнь роду. Дидилия покровительствует детям и матерям.
Полазник - бог, олицетворяющий Новый Год. Полазник первым входит в дом с наступлением Нового Года, неся плодородие и счастье. Хозяева гадают - если Полазник окажется мужчиной, ожидают рождение мальчика и животных мужского пола, придет женщина, ожидают женский пол. Не редко в дома на Новый Год вводят домашних животных. На Новый Год Полазника чествуют пиршеством и произносят заклинания над поленом, прося о здоровье для людей и приплода для скота.
Додолы - божества дождя. Согласно древнему обычаю славянские девушки, облаченные в платья с бахромой, просят о ниспослании дождя.
Триглав - бог, три головы которого властвуют над тремя мирами или царствами - небесным, земным и подземным. Триглав олицетворяет три действия: творение, сохранение и уничтожение, выражает женское, земное и водное начало. Триглав боится солнечного света и путешествует по ночам.
Триглава - древнейшая богиня славян. Изображалась с тремя лицами. Воплощала движение жизни, три функции: творения, хранения, разрушения.
Сильнобог - олицетворение физической мощи, гармонирующей с духовным совершенством.
По материалам сайтов
http://slavyans.narod.ru/panteon/slavyan.html
http://www.slavlib.ru/photogallery.php?album_id=59
http://x-plagiarist.ya.ru/posts.xml
http://druidgor.narod.ru/slav_prazd/slav_prazd01.1.html
http://www.fantasy-worlds.ru/publ/11-1-0-291
http://www.emc.komi.com/02/15/015.htm
http://zhurnal.lib.ru/img/d/dolgaja_g_a/nechist/
http://www.websib.ru/~gardarika/Kapishe/volxv.htm
http://www.mythology.ru/quarta.htm