Журнал cr2 (cr2) wrote,
Журнал cr2
cr2

Category:

Пантеон славянских богов. Часть 2. Культ Перуна

Написав про Ярилину плешь, у меня возникла мысль рассказать в целом про славянских богов - о том мире, каким его представляли наши предки. В отличие от древнегреческих, мифы славян практически не дошли до нас: наши далёкие пращуры не знали письменности. Часть преданий, а также отрывки и пересказы мифов мы знаем благодаря народным сказкам, легендам, играм, былинам и повестям, а также приметам и христианским источникам.



Чтобы не утомлять читающего количеством информации и картинками, разбиваю пост на несколько частей



В 988 году князь Владимир крестил языческую Русь огнём и мечом в христианскую веру. Однако языческие поверья, веками жившие с нашими предками, были вытеснены новой верой далеко не сразу. Еще около двух веков сохранялось так называемое двоеверие, когда поклонение языческим божествам сочеталось со строительством христианских храмов. В виде различных народных обрядов и игр остатки славянской мифологии сохранились вплоть до ХIХ века, когда они были исследованы. Следы сюжетов древнеславянской мифологии сохраняют также былины, волшебные сказки, загадки, узоры на традиционных народных вышивках и многие другие проявления народного творчества. Многие из образов, порожденных славянским язычеством, мирно сосуществуют с веком научно-технической революции, и мы настолько привыкли к ним, что даже не замечаем их необыкновенности.

Со временем культ Рода распался на множество более мелких культов, из которых в конце концов самым важным стал культ Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих противников.

Перуна считают главным божеством языческого пантеона славян. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну были подвластны стихии природы. Например Перун - это прежде всего бог грозы, грома. Перун вооружен палицей, луком со стрелами (молнии это стрелы, которые метал бог) и топором. Топор считался одним из главных символов бога.

В мифах, быличках и легендах Перун часто является противников Змея Волоса (Велеса) с которым он борется. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были двоякого рода: лилово-синие, "мертвые", разящие насмерть, и золотые - "живые", созидающие, пробуждающие земное плодородие.


Перун

Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой. В народных легендах Перуна иногда представляли в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома. Колесница Перуна была запряжена крылатыми жеребцами, белыми и вороными.

Само имя "Перун" очень древнее. В переводе на современный язык оно означает "Тот кто сильнее бьет", "разящий". Перуна считали защитником Правды. Цветком Перуна считается голубой ирис (шесть лилово - голубых лепестков, громовой знак)

Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели форму цветка с шестью лепестками. "Лепестки" представляли собой ямы, в которых горел неугасимые священные костры. Посередине ставилось скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складывались приношения и проливали жертвенную кровь: чаще всего животную.

Покровителем князей и дружины также был Китоврас - бог мудрости и смелости в образе получеловека-полуконя. На Руси были очень популярны легенды о Китоврасе.


Китоврас

Велес - сын Рода, брат Хорса. Покровитель домашнего скота и богатства, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Ему подчинялись все низшие духи.

В основном Велес занимался земными делами, ведь его почитали как владыку лесов и животных. После смерти, людские души поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу – обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов.


Велес

Имя Велеса, по мнению многих исследователей происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровительством которого он являлся. Велесу приносили в жертву быков, овец.
Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огонь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень любит яичницу и молоко.
Велес обладал волшебными предметами, а именно у Велеса были волшебные гусли, и когда он начинал на них играть то все вокруг забыли обо всем. А чудесной игре на волшебных гуслях Велес учился у самой Живы.
Святилища Велеса устраивались обычно в низинах и оврагах или рощах.

Сходный по выполняющим функциям с Велесом, Сива - бог сева, урожая и скотины. После того как он прогнал Чернобога с горы Хвангура, сам стал там править и ему прислуживала богиня Жива. Рядом с Сивой и Живой был живой колодец с живой водой и из этого колодца бил огонь до неба.


Сива


Хорс - бог Солнца - светила. Сын Рода, брат Велеса. Перед утром Хорс отдыхает на острове Радости, а потом в своей солнечной колеснице выводит Солнце на небо.
Как и Перун, Хорс считается повелителем молний, поэтому его обычно представляли в образе златокудрого всадника едущего по небу в колеснице или просто скачущего на коне.
Имя "Хорс" обозначает "круг", "окружность", что так же отражается его связь с солнцем. В "Повести временных лет" рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве на холме в числе главнейших богов.


Хорс


Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике "Хождение Богородицы по мукам" встречается с такой репликой : "Хорса, Велеса, Перуна на боги обратила".
Хорсу поклонялись в период между зимним и весенним солнцестояниями с 22 декабря по 21 марта. Вероятно, главной частью празднеств, посвященных Хорсу, были массовые танцы, после которых ему приносили жертву специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово "хоровод".


Жива - Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях; подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым.


Жива

Она - Богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов; покровительница юных девушек и молодых жен, воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти

Даждьбог - Сварожич был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня. Поклонялись Даждьбогу в период между летним и осенним солнцестояниями с 22 июня по 23 сентября.


Даждьбог


Дочь Дажьбога Сурица - солнечная богиня радости, веселья и света.
Супруга Хмеля.

Хмель - бог хмеля и пьянства и покровитель хмельного напитка медовухи. Супруг Сурицы.
"Хмель хмельной, Хмель шальной, бей, бей, да не сильно, да не больно, чтоб любилось, чтоб жилось, чтоб до старости лился ты рекой".


Хмель

"Коллега" Хмеля - бог веселья, радости и хмеля, таинства хмелеварения Квасура. Лада научила Квасуру готовить питный мед.


Квасура

Сварог - бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Дажьбога в одной летописи называют сыном Сварога.

Само имя бога связывают с санскритским "свар" - Небо, а так же Свет. Он кует в небесной кузнице и потому его связывают с огнем. Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом, также считается отцом бога Огня Семаргла и Стрибога.


Сварог

Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо. К тому же он установил самые первые законы по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину. Поклонялись Сварогу между осенним и зимним солнцестояниями с 23 сентября по 22 декабря.

Молот кузнеца Сварога в одной руке держал Радогост - львиноголовый бог, карающий лик Всевышнего. На свет Радогост явился в полном вооружении, на голове его сидела Уточка. В другой руке он держал щит, а на щите нес голову буйвола, представляющего бога Велеса. От ухода в Навь Радогост становится загробным судьей, чтобы карать грешников и судить людские души.


Радогост

Стрибог - бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню "стрег" что означает "старший", "дядя по отцу".

Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря.


Стрибог


Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.

Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь и солнце считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили так же мореплаватели, чтобы он дал "ветра в парус".


У Стрибога много внуков и сыновей, мелких ветерков. Среди них:

Посвист - старший ветер, считается богом бури и сильного ветра. Ему возносились молитвы, чтобы уберечь селения от ураганов.


Посвист

Подага - жаркий, иссушающий ветер. Живет в пустыне на Юге.

Погода - теплый, легкий ветерок, бог приятной погоды. теплый, легкий ветерок. Его поминали в "закличках" весны, чтобы быстрее пришло лето.


Погода


Огромное значение у славян уделялось богу Ярило. Родился Ярило от того что Дива понюхала чудесный ландыш, в который превратился Велес. Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне, богом весны - он воплощает ее плодородные силы.


Ярило

Ярило принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия.
Ему подчиняются дикие животные, духи природы и низшие божества. Зимой Ярила превращается в Мороз и уничтожает то что родил весной. Поклонялись Яриле между весенним и летним солнцестояниями с 21 марта по 22 июня.

Кроме Ярилы, воплощением плодородия был Кострубонька. Ритуальные похороны Кострубоньки знаменовали переход к весеннему циклу. Название «Кострубонька» родственно названия Кострома.

Персонификацией урожая в Новом году в славянской мифологии был Авсень. Этот персонаж часто упоминается в колядках (песнях), которые исполнялись ходившими от двора к двору группами молодежи. За пожелания здоровья и благополучия в семье хозяева одаривали пришедших.


Авсень

Авсень связан с животными - конем, коровой, козой и другими, олицетворяющими плодородие и богатство.

Белун - по славянским поверьям бог жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит. А так же он помогает заблудившимся в лесу выводя их на тропу.


Белун

Мать Ярилы - Дива - богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц. Дочь Додолы и Перуна. Жена Огненого Волха.
Эта богиня упоминаемый в магических обрядах вызывания дождя.


Дива

Огненный Волх - бог войны и смелости.По некоторым мифам является мужем Лели.


Огненный Волх

Богом же земного огня был Агуня, младший сын Сварога. Являет собой Силу Богов Небесных на Земле - очищающую и оберегающую от всякой нечисти. Также служит посредником между Миром Людей и Миром Богов (отсюда - Огненные Жертвоприношения и кремация мертвых тел).


Агуня

В отличие от Даждьбога и Перуна, чьи лики скрыты от людей в зимнее время, Агуня остается на Земле круглый год,вздымая свои золотые кудри на Огненном Жертвеннике и в домашнем очаге.

Макошь - прядёт Нити Судеб на Небе, покровительница женских рукоделий, попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Ткать Пряжу Судеб ей помогают богинии Доля и Недоля,связующие нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.


Макошьх

Макошь- единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Продолжением образа Макоши стал образ Пятницы. Пятницу представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по деревням. Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель.

Среда, связанная, как и Пятница, с женским (враждебным) началом, помогала ткать и белить холсты, наказывала тех, кто работал в среду.

Одним из верховных добрых богов древних славянских народов был Белобог - бог удачи и счастья.

В сознании древнего человека весь мир делился на две части - благоприятную и враждебную человеку. Каждая из них управлялась своим богом, определявшим человеческую судьбу. Одно божество отвечало за все хорошее (Белобог), а другое за вce плохое(Чернобог).


Белобог

Со временем вера в Белобога была утрачена, хотя следы ее сохранились до наших дней. Так, например, до сих пор считается, что белый цвет приносит удачу, сопутствует всем проявлениям жизни. В конце же концов в, русских сказках образы Белобога и Чернобога слились в единого персонажа, получившего название «Доля», Судьба.

Чернобог - черный Змей, Кащей - Повелитель Тьмы. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного.


Чернобог

Чернобог изображался в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносились жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносили часто кровавые и человеческие, убивали пленников, рабов и коней.

Мара - богиня Зимы и Смерти, жена Чернобога и дочь Лады, сестра Живы с Лелей.

Имя "Мара" родственно таким словам, как "мор",","мрак","морочить","смерть".
Мара, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.


Мара


Ее символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Мары лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем... В противоположность Живе и Яриле, Мара воплощает собой торжество Мари - "Мертвой Воды", то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Вседержителем Родом, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...

В весенних обрядах славян Марой называлось соломенное чучело - воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали) во время празднования древнего праздника Масленицы.

Вий - царь подземного мира, сын Чернобога и козы Седуни. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд который скрыт под огромными веками или ресницами. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави (в христианстве "грешников"). Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.


Вий

Веки Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал. Сохранившаяся до 19 в. украинская легенда о Вие известна по повести Н. В. Гоголя.

Морок - Бог лжи и обмана, невежества и заблуждений. Но также он хранитель путей к Правде.


Морок

Дочь Мары и Чернобога - Желя - вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер. Сестра Карины.


Желя

Сестра Жели - Карина - богиня плакальщица, сопровождает погребальные обряды, витает над полями сражений, тоскует в местах успокоения усопших вместе с Желей, своей сестрой.


Карина

Сида хранительница и провожатая Пути в Навь. Ей возносили грустные, протяжные песни в виде молитв, чтобы умерший хорошо добрался до Нави.


Сида

Богумир - сын Дажьбога и Мары. Он женился на Славуне и от него пошли все люди на Русской земле, племена от его детей. Даже в "Слове о полку Игореве" говориться : "Мы Дажьбожьивнуки".


Богумир


Барма - бог молитвы у славян. Был женат на Тарусе, которую и убил сам за измену. Это добрый бог но если он впадал в ярость то в этот момент лучше не попадаться ему на пути.
У Бармы был гигантский волшебный лебедь на котором он летал.


Барма

Чур - низшее божество в восточнославянской мифологии, бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага.
В его обязанности входила охрана межей, границ земельных да и вообще границ. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы.


Чур

На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой "порчи","Нечистой силы". Видимо поэтому мы иногда и говорим: "Чур меня", когда хотим защититься от чего-то нехорошего.

Значение некоторых богов остается загадочным: таковы Троян, целых четыре раза упоминаемый в "Слове о полку Игореве".

В следующей части можно будет прочитать о "воторостепенных божествах", живших бок о бок с человеком - леших, русалках, домовых, водяных.


По материалам сайтов

http://slavyans.narod.ru/panteon/slavyan.html
http://www.slavlib.ru/photogallery.php?album_id=59
http://x-plagiarist.ya.ru/posts.xml
http://druidgor.narod.ru/slav_prazd/slav_prazd01.1.html
http://www.fantasy-worlds.ru/publ/11-1-0-291
http://www.emc.komi.com/02/15/015.htm
http://zhurnal.lib.ru/img/d/dolgaja_g_a/nechist/
http://www.websib.ru/~gardarika/Kapishe/volxv.htm
http://www.mythology.ru/quarta.htm

Tags: История, Праздники, Традиции, Язычество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments