Журнал cr2 (cr2) wrote,
Журнал cr2
cr2

Category:

Комоедица - языческая масленица



Весны всё нет, зима смеётся и продолжает засыпать нас снегом. Неделю назад на Масленицу холод прогнать не смогли - жгли мало чучел и ели мало блинов. В эти выходные в Подмосковье язычники отпраздновали славянскую масленицу. Может теперь придёт тепло?




Славянская масленица отличается от привычной нам. Она праздновалась в дни весеннего равноденствия (20-21 марта) как праздник наступления весны. С принятием христианства равноденствие стало часто приходиться на Великий пост, но от гуляний с блинами никто отказываться не собирался. Тогда Масленицу стали праздновать за неделю до начала поста, от чего даты теперь каждый год разные, а смысл праздника упростился.

Злая славянская богиня Мара, чучело которой сжигали, чтобы прогнать холод, стала просто Зимой. Веселиться начали больше не из-за прихода тепла, а перед строгими 40 днями поста. Даже смысл блина изменился. Вместо символа солнца он стал праздничной едой. А ведь когда-то его пели для обрядов, подносили богам, предкам и священным животным. Священным считался медведь - символ богов и родоначальник людей. Кстати, раньше медведей называли комами. Отсюда и другое название праздника - Комоедица, и первоначальный смысл известной фразы - первый блин комАм.
Масленицу до сих пор называют Комоедицей в некоторых белорусских деревнях. Это праздник не только весны, но и медведя. Время, когда он просыпается, когда ему дарят подарки.



1. Всё проходит на современном капище в лесу. Идол с четырьмя лицами означает четырёх высших славянских богов



2. Компанию "главному" идолу составляют чуры - небольшие статуи богов и богинь, в зависимости от того, какой проводится праздник. Весна - пробуждение природы, время начала работ на поле, наступление лучших времён. Поэтому видим Ладу - богиню весны и посевов, а также Велеса - одного из высших славянских богов. Он защитник капища, податель земных благ



3. Кроме защитников и добра, конечно же, рядом и зло. Крепость, которую позже будут брать, обставлена черепами. Символ злой зимы и всего плохого



4. Где зло, там и деньги)



5. Пора начинать прогонять зиму



6. Все собираются на капище и хотят развести огонь - символ тепла и всего живого



7. Но незадача - является злая Зима и всем говорит, что её время будет длиться вечно



8. По погоде на улице, ей можно поверить:)



9. Однако в дело вмешивается Весна - добрая волшебница. Намекает зиме, что она всем надоела, и просит уйти. Старуха сопротивляется, но позже вынуждена отступить



10. Весна торжествует



11. Народ тоже. Начинаются песни и танцы



12. Зажигается обрядовый огонь



13. В ход идут бубны



14.



15. Хоровод идёт по часовой стрелке и поёт. Песни или обрядовые, с прославнением весны, или известные, ставшие уже народными и почти утратившие языческий смысл - "Гори, гори ясно, чтобы не погасло"



16. Потом все подходят к огню греются. С такой погодой не только символически)



17. Какая же масленица без игр? Перетягивание каната. Тут тоже особый смысл - с одной стороны весна и добро, с другой - зима и зло



18. Добро победило. Ура!



19. Теперь нужно разобраться со злом, спрятавшимся в крепости, и не желающим отдавать чучело Мары



20. Защитники крепости - демоны - сильны, но это недолго



21. Крепость взята, чучело захвачено и будет сожжено



22. Мара обносится вокруг капища, каждый может "заложить" в неё всё то, от чего хочет избавиться



23. Вешают ленту или говорят на словах



24. А теперь пора)



25.



26. После сожжения чучела все благодарят богов и просят защиты предков через обрядовый хлеб, который потом тоже сжигается - "отправляется" в другой мир



27. Также пьётся специальный сбитень, сваренный на костре из различных трав. Не пробовали, но пахнет замечательно!



28.



29. И под конец праздника все "будят медведя". Ряженый медведь всегда участвовал в обрядах Комоедицы, сегодня тоже не исключение



30. Его "вытаскивают" из берлоги, ведут на капище. Угощают блинами, дарят символические подарки, и просят больше не спать, ведь уже весна



К язычникам можно относиться по-разному, но они делают всё, чтобы наши традиции не забылись совсем и пытаются хоть как-то их восстановить. К сожалению, большинству пофиг на свою родную культуру, больше популярны Валентин и Патрик. Не хотим обижать их поклонников, неприязни к ним нет, но всё-таки есть и свои праздники, только интересны они сейчас немногим.

Весна, мы тебя очень ждём!



Tags: Московская область, Праздники, Традиции, Язычество
Subscribe

  • Исток Волги

    А вот и третий исток третьей великой реки, который мы посетили в путешествии «Три истока за три дня». Так уж получилось, что Днепр, Западная…

  • Исток Западной Двины

    Продолжаем тему истоков великих рек. Так уж получилось, что Днепр, Западная Двина и Волга хотя и текут в трёх совершенно разных направлениях, но…

  • Исток Днепра

    На днях побывал в новом для себя месте — на истоке Днепра в Смоленской области. Душевно, уютно, здорово! Свято-Владимирский монастырь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Исток Волги

    А вот и третий исток третьей великой реки, который мы посетили в путешествии «Три истока за три дня». Так уж получилось, что Днепр, Западная…

  • Исток Западной Двины

    Продолжаем тему истоков великих рек. Так уж получилось, что Днепр, Западная Двина и Волга хотя и текут в трёх совершенно разных направлениях, но…

  • Исток Днепра

    На днях побывал в новом для себя месте — на истоке Днепра в Смоленской области. Душевно, уютно, здорово! Свято-Владимирский монастырь…