Журнал cr2 (cr2) wrote,
Журнал cr2
cr2

Categories:

Кругобайкальская железная дорога



Ещё 60 лет назад это был действующий, самый живописный участок Транссиба. Однако стране были нужны грандиозные стройки. Плотина около Иркутска подняла уровень воды в Ангаре, отчего большую часть железной дороги,идущей по берегу, затопило. Остался лишь 84-километровый аппендикс, получивший название "Кругобайкальская жд" или просто "Кругобайкалка".

Под катом - Байкал, жд-тоннели и "экспресс", идущий 8 часов.



Сейчас Кругобайкалка в основном аттракцион. По маршруту Иркутск-Слюдянка-Порт_Байкал катают туристов на "ретро-поездах" с паровозами или на "Кругобайкальских экспрессах". На втором мы и поедем, правда от экспресса там только одно название. Но обо всём по порядку.

Справедливости ради скажу, что по Кругобайкалке ходят и "обычные" пассажирские поезда. Называются они "мотаня", поскольку "мотаются" между станциями. Состоят из нескольких плацкартных вагонов, ходят 4 раза в неделю.



1. Как я уже сказал, раньше Кругобайкалка была самой красивой частью Транссиба. Поскольку дорога шла по берегу Ангары и упиралась прямо в Байкал,пассажирам озеро открывалось во всей своей красе абсолютно неожиданно



2. Дальнейший путь пролегал по берегу Байкала - поезд объезжал озеро



3. При этом из окон открывались вот такие виды



4.



5. А мы ехали по Кругобайкалке на "Байкальском экспрессе". Точнее на электричке, которые обычно ходят между двумя областными центрами. Кругобайкалка не электрифицирована, поэтому тащит электричку тепловоз.
В поезде несколько классов. В "крутых" едут японцы-немцы, им читают экскурсию, подают еду и напитки. В низшем, которому выделено два последних вагона, едут простые пассажиры или туристы-дикари




6. Вагон низжего класса выглядит вот так. Причем если билеты берут несколько групп туристов, придется ехать как селёдка в бочке (не забудем, что у каждого ещё огромный рюкзак). Места - по билетам, но на это всем наплевать. Так что, если вы садитесь на своей станции, а место занято - не повезло.
Поскольку в вагоне в основном "дикари", неделями ходящие по байкалським берегам, сами понимаете, что запах стоит здесь явно не французских духов. В лучшем случае - дыма.




7. Свои 84 километра пути экспресс идёт 8 часов. Поезд больше рассчитан на туристов, которым нужно выходить, фоткаться на фоне памятников Байкала, а иногда посещать музеи на станциях и даже кататься на моторках по озеру.
Простым пассажирам ничего не остаётся, как делать тоже самое или просто ждать, пока каждый японец или немец снимется на свой кенон




8. Посмотреть правда есть на что. На другом берегу - хребет Хамар-Дабан, а где-то дальше уже Бурятия



9. А теперь всё же посмотрим на саму Кругобайкаку. Её "фишка" - тоннели и мосты через многочисленные реки, впадающие в Байкал. Попытка снять мост на 7ой фотографии, а в тоннели сейчас сходим



10. Кстати, строили Кругобайкалку ударными темпами. 260 км от Иркутска до Слюдянки всего за 2 года 3 месяца - с лета 1902 по осень 1904 годов. Пробивали тоннели вручную и с помощью взрывчатки со скоростью 50 см в день. На стройке впервые применили тогдашнее новейшее слово техники - электрические буры




11. Работали на стройке вольнонаёмники и сибирские каторжники. Строили участками, навстречу друг другу. Здесь, осенью 1904 года, примерно на середине Кругобайкалки, у мыса Киркирей, в 123 км от Иркутска и в 40 от Слюдянки произошла стыковка "Великого Сиирского пути". Последний гвоздь забил тогдашний министр путей сообщения М.И. Хилков




12. Сейчас некоторые тоннели стали не нужны. Пути в них разобрали и водят группами туристов. Копоть в середине арки осталась от ходяших здесь паровозов



13.



14. Всего на Кругобайкалке 39 тоннелей. Самый длинный - Половинный - 778 метров. Вот он перед нами, в конце его виден свет)



15. Строили, кстати, итальянские инженеры, и, как бы сейчас смешно ни звучало, албанцы



16.



17. На какой-то станции была предусмотрена двухчасовая остановка. Кому-то здесь по турпрограмме положены моторки и Байкал, кому-то музеи, кому-то купить поесть и просто посидеть на берегу. Высоких платформ здесь нигде нет, вылезать приходиться через стремянки, выставляемые проводниками. На картинке они видны




18. А тем временем наш "экспресс" на всех парах несется по Кругобайккалке) Смотрим в окошко. Через 8 часов после выхода из Слюдянки и прочтения всех экскурсий, поезд прибывает в Порт-Байкал. Про него я уже писал. Кому интересно - в конце поста все ссылки по байкальской теме




19. Красивые места. А стройкой Кругобайкалки можно восхищаться и сейчас. Только жаль вот, что всё это после Иркутского водохранилища оказалось ненужным. Транссиб спрямили через горы, а оставшийся участок стал тупиковым аппендиксом




Кстати, на Кругобйкалке часто происходили обрушения и завалы. Например в 1940-х годах от горы откололась часть и упала на проходящий поезд, из-за чего он, перевернувшись, оказался в Байкале.


А после войны, когда часть дороги затопило, а Транссиб прошёл через горы напрямую, Кругобайкалка начала умирать. С тоннелей и мостов сняли охрану, некоторые станции забросили.
Вымирать стали и пристанционные посёлки. Люди покидают своё жильё, и это происходит до сих пор. Почти единственным видом связи с "большой землёй" остаётся "экспресс" или "мотаня".


Байкал:

Виды озера и горы Хамар-Дабан
Виды Байкала. Часть 2
Слюдянка
Иркутск
В прибайкальских посёлках



Tags: Байкал, Железная дорога, Иркутская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →